Основы безопасности жизнедеятельности — 160 час.                              5 – 9 классы.
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях — 103час.
1. Опасные ситуации,возникающие  в повседневной жизнии правила безопасного поведения – 35час.
1.1 Правила обеспечения безопасности дорожного движения - 2.
Правила безопасного поведения на транспорте.
Современный транспорт - зона повышенной опасности. Правила  безопасного поведения пешехода на дорогах. Краткая   характеристика современных видов транспорта - общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, авиационного, водного.
Правила поведения пассажира во время следования железнодорожным, водным, авиационным видами транспорта. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях.
1.2. Правила пожарной   безопаснocmu  и поведения при пожаре -4.
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.
Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале), а также в многоэтажном здании. Что делать, если на человеке загорелась одежда, если в комнате загорелся электроприбор (телевизор, приемник, магнитофон, компьютер), елка. Способы эвакуации из горящего здания.
Возникновение пожара в транспорте и его причины, правила поведения. Краткая  характеристика пожарной опасности современного транспорта: общественного (автобус, трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, водного авиационного.  Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара а транспорте.
/.3. Правила безопасного поведения на воде - 5.
Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоемов. Особенности состояния водоемов в разное время года.
Опасность водоемов зимой. Тонкий лед и опасность передвижения по льду. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на льду.
Способы переправы через реку (переход вброд, преодоление валов, преодоление рек с быстрым течением), преодоление трясин и болот.
Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
1.4. Правила безопасного поведения в быту – 10 ч.
Особенности города как среды обитания человека. Источники опасности в современном городе. Зоны повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей, улицы, парки, скверы). Система обеспечения безопасности города (милиция, пожарная охрана скорая помощь, служба спасения, коммунальные в другие службы).
Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище.
Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту.  И правила их безопасного использования. Компьютер и здоровье.
Затопление жилища. Причины затопления и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.
Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ И препаратов бытовой химии на организм человека и привил оказания помощи при отравлениях и ожогах.
Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома. Соблюдение мер безопасности при обработке древесины (строгание. пиление, сверление отверстий). Соблюдение мер безопасности при обработке металлов (резка, сверление, клепка). Соблюдение мер безопасности при работе на приусадебном участке.
Взрывы в жилищах и их причины. Обрушение конструкций. Правила безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций.
1.5. Правила безопасного поведения в  криминогенных ситуациях – 6 час..
Понятие преступления и виды преступлений. Общее понятие преступления. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Поведение при попытке изнасилования и насильственных действий сексуального характера.
Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Внешние признаки людей, способных совершать насильственные действия.
Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Методы защиты от нападения.
Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила общения с незнакомым человеком по телефону.
Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни. Основные черты мошенника.
Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Основные цели захвата заложников террористами. Правили безопасного поведения заложников. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.
Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.
1.6. Правила поведения на природе -10.
Опасные ситуации, возникающие в природе, и их причины.
Смена климатогеографических условий. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Акклиматизация, общие понятия и определения.
Акклиматизация к условиям жаркого климата, к условиям горной местности, к условиям Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий.
Автономное существование человека в природе. Возможные причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (аварии транспортного средства в малонаселенной местности; заблудились в лесу, горах, степи; отстали от группы в турпоходе и др.). Выживание в природных условиях. Надежная одежда и обувь. Правила  безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правили ориентирования на местности, выход к линейным ориентирам и населенным пунктам. Оборудование временного жилища, укрытия. Способы добывания огня, обогрев временного жилища. Обеспечение водой и питанием. Поиск и приготовление пищи.  Съедобные растения, грибы, орехи. Сигналы бедствия.  Психологические основы выживания при автономном существовании. Психическое состояние  человека при выживании в природных условиях. Преодоление страха и стрессового состояния.



2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера – 31ч.
2,1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения -16.
Землетрясения и их характеристика. Происхождение землетрясений, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий землетрясений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время И после землетрясений.
Вулканы и их характеристики. Причины извержения вулканов и их последствия. Правила безопасного поведения при извержении вулканов.
Оползни, сели, обвалы лавины и их характеристика. Происхождение оползней, селей, обвалов, лавин, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий оползней, селей, обвалов и лавин. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.
Ураганы, бури, смерчи и их характеристика.
Происхождение ураганов, бурь, смерчей, причины их возникновения. Меры по снижению потерь от последствий ураганов, бурь, смерчей. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерчи. Правили безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча.
Наводнения и их характеристика. Происхождение наводнений, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий наводнений. Правило безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.

Цунами и их характеристика. Происхождение цунами, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий цунами. Правила безопасного поведения при  заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.
Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Происхождение природных пожаров, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий природных пожаров. Предупреждение природных пожаров. Правила  безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и тушение лесного пожара в лесу.
Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера. Особенности  психологических процессов до, во время и после стихийных бедствий. Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера.

2,2.  Чрезвычайные ситуации  техногенного характера, их причины, правила безопасного поведения – 11ч.
Промышленные аварии я катастрофы. Их причины и возможные последствия. Общие понятия чрезвычайной ситуации техногенного характера, понятие аварии и катастрофы. Классификация ч резвы чинных ситуаций по масштабу распространения и с учетом тяжести последствий. Потенциально опасные объекты,
Пожары и взрывы, их характеристика,  пожаровзрывоопасные объекты. Причины и возможные последствия. Пришила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и  паника.
Промышленные  аварии  с выбором опасных химических веществ. Химически опасные объекты на производстве, причины аварии и их возможные последствия. Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). их характеристика и поражающие факторы. Защит населения от СДЯВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросим опасного химического вещества.
Аварии, на  радиационно опасных объектах. Характеристика очагов поражения при авариях па АЭС. Характер  поражения людей и животных. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Режимы   радиационной защиты.
Гидродинамические аварии, их причины и  последствия. Мероприятия по уменьшению последствий аварий  на гидродинамически опасных объектах. Правила  безопасного поведения при угрозе и  в ходе наводнения при гидродинамической аварии.
2.3. Нарушение экологического равновесия в местах проживания ~ 4.
Влияние деятельности человека на окружающую среду. Биосфера и человек- Экология и экологическая безопасность. Экологическая система, экологический кризис, экологическая катастрофа. Виды загрязнения биосферы.
Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.
Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.
Мероприятия по защите здоровья человека, провидимые в местах нарушения экологического равновесия. Правили безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.
3. Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) — 48ч.
3.1.    Организация РСЧС - 1.
Создание системы защиты населения от последст-н1ш чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. РСЧС, ее предназначение, структура и задачи.
3.2.    Основные мероприятия гражданской обороны по защите  населения, проводимые в мирное время ~ 5,
Обучение способам оповещения населения о чрезвычайных ситуациях а городах, населенных пунктах и на промышленных предприятиях. Сигнал - "Внимание всем!" Речевая информация о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, передаваемая по радиоприемнику, телевизору.
Обучение правилом эвакуации населения. Организация и проведение эвакуации. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.
Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование.
Ознакомление с защитными сооружениями гражданской обороны, порядком их использования.
Ознакомление с организацией защиты сельскохозяйственных объектов в зонах чрезвычайных ситуаций. Мероприятия, проводимые по защите сельскохозяйственных животных при стихийных бедствиях, производственных авариях. Мероприятия, проводимые по защите фуража, воды, продуктов животноводства от заражения. Защита сельскохозяйственных животных в полевых условиях.
3.3.    Международное гуманитарное право по защите
населения в вооруженных конфликтах - 2.
Международное гуманитарное право по защите населения. Правовая защита раненых в больных, медицинский персонал. Пропавшие без вести и погибшие. Военнопленные. Гражданское население.
3.4.    Практические занятия по отработке безопасно
го поведения обучаемых в опасных и чрезвычайных ситуациях, характерных для региона (подготовка к проведению "Дня защиты детей", участие в соревновании
"Школа безопасности", региональный компонент) - 40.
Практические занятия проводятся по плану общеобразовательного учреждения. Отрабатываются практические действия обучаемых в объеме пройденного материала. Отработка навыков поведения при аварийных ситуациях в жилище, использование первичных средств пожаротушения (огнетушителей ОХП10 и ОУ). Отработка навыков для выполнения однодневного туристического похода {определение сторон горизонта, движение  по азимуту, ориентирование на местности, разбивка лагеря, разведение  костра, обеспечение водой, приготовление пищи и др.). Ознакомление со съедобными и лекарственными растениями. Отработка практических действий обучаемых при возникновении угрозы стихийного бедствия, наиболее вероятного для данного региона. Отработка практических действий обучаемых при возникновении аварий и катастроф, наиболее вероятных для регионов.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи - 14.
4. Основы медицинских знаний — 3.
4.1. Меры по профилактике травм в школьном возрасте - 2.
Причины травматизма в школьном возрасте. Характеристика травм в школьном возрасте и пути их предотвращения,
Меры по профилактике травм в школе: на занятиях в кабинете физики при работе с электроприборами и электрооборудованием; на занятиях в кабинете химии при работе с химическими веществами; на переменах.
Меры по профилактике травм на занятиях физической культурой и спортом. Требования к спортивной одежде, обуви, инвентарю.
Меры по профилактике травм при работе на компьютере. Организация рабочего места. Режим труда и отдыха.
Меры по профилактике травм а быту. Снижение риска получения травм в домашних условиях.
Опасность получения травм во время пожара, ремонта, при обращении с электроприборами, газовыми плитами.
Меры по профилактике травм на улицах и дорогах. Дорожно-транспортный травматизм. Основные правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
4.2. Средства оказания медицинской помощи - 1,
Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средств. Правила приема лекарственных веществ. Использование природных лекарственных средств-
5. Первая медицинская помощь -15.
5.1. Первая медицинская помощь при травмах - 4.
Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Характеристика перевязочного материала, дезинфицирующих средств и лекарственных веществ.
Характеристика различных видав кровотечений и их причины. Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерия, сгибание конечности).
Характеристика различных видов травм и ушибов, повреждений и причины их вызывающие. Правила и способы оказания первой медицинской помощи пострадавшему. Первая медицинская помощь при переломах: транспортная иммобилизация, десмургия. Правила и способы транспортировки пострадавших.
5.2.    Первая медицинская помощь при острых состояниях  и отравлениях - 3.
Первая медицинская помощь при отравлениях газами, средствами бытовой химии, лекарствами, наркотиками.
Пищевая токсикоинфекция. Первая медицинская помощь при укусах змей, пищевой и других видах аллергии.
Первая медицинская помощь при утоплении и удущении, электротравмах и поражениях молнией.
Характеристика причин, вызывающих потерю сознания. Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека. Экстренная реанимационная помощь.
5.3.    Отработка практических навыков по оказанию
первой медицинской помощи - 8.
Отработка навыков наложения повязок на верхнюю конечность. Отработка навыков наложения повязок на голову. Отработка навыков наложения повязок но туловище и нижнюю конечность и способов обездвиживания поврежденной части тела.
18
Отработка навыков оказания первой медицинской
помощи пострадавшему при обмороке, искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца, утоплении, тепловом и солнечном удар*, отморожении.
Основы здорового образа жизни.
6.1.    Основные понятия о здоровье и здоровом образе
жизни - 18.
Здоровье человека. Критерии состояния и группы здоровья. Здоровье физическое и духовное. Понятие о резервах здоровья. Факторы риска внешней и внутренней среды организма человека, их влияние на здоровье человека.
Рациональное питание.
Движение - естественная потребность организма как высоко организованной биологической системы. Избыток и недостаток движения - причина заболеваний человека.
Режим труда и отдыха - необходимое условие жизни, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья. Умственная и физическая работоспособность. Профилактика переутомления и содержание режима дня.
Физическая культура и закаливайте. Занятия физкультурой и спортом. Воспитание необходимых физиологических качеств.
Личная и общественная "гигиена.
Физиологические и психологические особенности организма подростка. Физиологическое развитие подростков. Психологическая уравновешенность, ее значение для здоровья человека. Управление чувствами и эмоциями.
6.2.    Факторы, разрушающие здоровье — 4.
Вредные привычки и негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия на организм курящего, на здоровье его детей и окружающих людей.
Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Алкоголь и  репродуктивная функция мальчиков и девочек. Профилактика разрушающего влияния алкоголя на здоровье учащихся.

Наркотики, токсикомания и другие вредные привычки. Взаимоотношения полов. Ранние половые связи. Нежелательная беременность. Аборт и его последствия.
Заболевания. передающиеся половым путем (ЗППП). СПИД и пути его передачи.
Нарушение социальных (по биологических) законов. Недоедание. Беспризорность. Нарушение правил личной и общественной гигиены. Неблагополучие в семье (малый доход, семейные ссоры, недостаточная жилая площадь, отсутствие дружеского контакта с братьями и сестрами).
6.3. Охрана репродуктивного здоровья подростков – 6час..
Половое просвещение учащихся и его роль в формировании здоровья. Изменения в организме, происходящие при половом созревании, и половые различия опорно -двигательного аппарата, внутренних органов и психики. Факторы, формирующие репродуктивное здоровье.
Знания о взаимоотношении полов и контрацепции, о физиологических процессах, происходящих во время оплодотворения. Планирование семьи в связи с отставанием социальной зрелости от анатомо-физиологической. Особенности половой функции мужчин и женщин. Поведение в период полового созревания. Знания о любви и дружбе.
Беременность и формирование плода. Факторы, способствующие рождению ребенка. Знания о нарушениях в развитии репродуктивной системы.
Глубокое осмысление роли половых отношений в формировании репродуктивной функции девушек и юношей. Понятие о любви и браке, о семье и ее правовых основах, о воспитании детей, умении заработать на пропитание.


 

Бесплатный хостинг uCoz